niedziela, 12 stycznia 2014

Реліквії замість чеснот



Згідно з давньохристиянською аксіомою правило молитви визначає правило віри (lex orandi, lex credendi). В навечір‘я Різдва, на 6-му Часі, одна зі стихир закликала: «Очистивши ум, замість мира дбайливо приготуймо різдвяні духовні скарби чеснот». А в 5-й пісні Пасхальної утрені чуємо: «Від раннього ранку чуваймо і, замість мира, пісню принесім Владиці, і Христа побачимо – правди Сонце, що всім життя освячує». В «Ангельському соборі», який співається на Утрені в кожну неділю, друга стихира починається так: «Нащо миро зі сльозами, Учениці, жалібно змішуєте? – запитав світлоносний ангел при гробі мироносиць». Немає найменшого сумніву – час мира для Христа минув, воно непотрібне. Цієї думки не поділяють в Московському Патріархаті.
В рамках центрально-східноєвропейського «фестивалю» реліквій», з Афону, чартерним авіарейсом, доставлено Дари волхвів, які «дбайливо зберігала Діва Марія, Мати Спасителя, і передала їх до Єрусалимської Церкви, де вони перебували до IV століття, а відтак були перенесені до нової столиці Східної Римської імперії міста Константинополя. Коли виникла небезпека вторгнення чужинців до столиці імперії, святиню перенесли на Гору Афон, де відтоді зберігається в монастирі св. Павла»( з офіційного комюніке Московської патріархії).
Серед тисячів реліквій, які зберігаються на Сході і Заході, Дари волхвів не є ще найдивовижнішими. Однак прискіпливий скептик поставить принаймні одне запитання: як збереглося миро, подароване «триденному померлому»(Стихира на стиховні Різдва Христового). Не помазали ним мертвого тіла? Трохи лишилося?
Деякі Церкви в центрально-східній Європі,як кажуть у Польщі, «відклеїлись» від дійсності. Або воюють з уявленими, нашвидкуруч ними сконструйоваинми ідеологіями, «гіршими від марксизму», або ривалізують в конкурсі на найбільшу статую Христа/Івана Павла ІІ/Богородиці. «Екуменічний» характер має надзвичайне значення, яке отримав культ реліквій – панацея на всі лиха.
Дари волхвів були вже у Москві, будуть в Білорусі і в Україні. Народ численно прибігатиме, щоб прикластися до святині. Зайнятий конкретним доказом Воплочення, не звертатиме уваги на слова про освітлення Сонцем правди і різдвяні духовні скарби чеснот. Без духовних чеснот не буде чеснот громадянських. А може про це і йдеться?
(Більше про «реліквієцентризм» пишеться в Календарі «Благовіста» на 2014 рік)




5 komentarzy:

  1. В мережі появилася і пародійна "Молитва святым, пречестным и многоцелебным Дарам волхвов":

    http://thomas-cranmer.livejournal.com/198925.html

    OdpowiedzUsuń
  2. І ще таке фейк-комуніке:

    http://thomas-cranmer.livejournal.com/198925.html?thread=1980429#t1980429

    OdpowiedzUsuń
  3. З розмови з протидияконом А. Кураєвим:

    - Но, скажите, раз у вас появилось свободное время, вы сходили поклониться Дарам волхвов?

    -Нет. Это подарки не мои и не мне, почему я должен их целовать? Думать надо о том, что я могу Христу подарить, а не о том, что Ему подарили другие люди. Христос в сердцах людей рождается каждый день, а не только там, в далеком прошлом. Главная святыня христианина находится рядом – в алтаре каждого нашего храма стоит чаша с Телом и Кровью Христа. Так зачем кланяться золоту древних персов, если Сам Христос с тобой? Да и просто кругом столько детей, ждущих новогодних подарков!

    http://slon.ru/russia/kuraev_pooshchrenie_gomoseksualistov_vozniklo_v_rpts_ne_bez_pomoshchi_kgb-1044140.xhtml

    OdpowiedzUsuń
  4. З іншої розмови з тим же Кураєвим:

    Г.Б.: Сейчас в обществе в связи с Дарами Волхвов в Храме Христа Спасителя начались дискуссии – такая большая очередь, что это значит? И что это за дары? Тут много всяких суждений, с которыми можно соглашаться, все расходятся во мнениях, трактуют по-разному. Вы видите в этом какой-то новый этап обсуждения роли Русской Православной Церкви или это все рутинно, тут нет ничего особенного, и в этих обсуждениях нет ничего нового? Никаких новых нот, интонаций?
    А.К.: Может быть, из-за того, что я сейчас провожу свои собственные дискуссии, этот сюжет прошел мимо меня, я не обращал внимания на дискуссии в средствах массовой информации или в блогах. С богословской точки зрения я скажу так: это не моя романтика. Потому что как христианин я верую в то, что в алтаре каждого православного храма находится самая великая святыня – чаша с самим Христом, Его кровью и Его телом. А целовать чужие подарки, принесенные другими людьми Христу вместо того, чтобы самому приобщаться ко Христу и дарить ему мое сердце – не золото, не кусочек чего-то, а именно свое сердце – это главный дар, который Христос от нас ждет. Поэтому это не то, что зажигает меня желанием пойти и сделать то же самое.
    Г.Б.: А сам ритуал поклонения подобным реликвиям?
    А.К.: Смотря какая святыня, естественно. Есть множество святынь православных, общехристианских или чисто русских национальных церковных святынь – не только религиозных, которые для меня очень дороги и значимы. Это несомненно.
    Г.Б.: Пояс Богородицы – предыдущий?
    А.К.: Всегда возникает вопрос достоверности. Понимаете, мне, конечно, горько то, что уроки пресловутого научного атеизма все-таки не учтены. Нельзя так просто бездумно доверять всем артефактам, предлагаемым для поклонения, тем более, греками.
    Г.Б.: А вы думаете, что это уроки научного атеизма – артефакты?
    А.К.: Нужно научное археологическое, искусствоведческое исследование. Понимаете, нельзя просто так: нашли косточку, кому-то сон приснился, – ага, это мощи такого святого великого. Должна быть антропологическая экспертиза при вскрытии останков, обретении какого-то захоронения, анализ. То же самое касается и таких артефактов.
    Г.Б.: Ну, по всей Европе этих артефактов лежит…
    А.К.: В том–то и дело. Их столько… Да и у нас тоже. Греки немало такого рода вещей продавали в шестнадцатом, семнадцатом веках московским правителям. Поэтому мне кажется, раз привезли дары волхвов в Москву, – ну можно на три дня созвать экспертов, искусствоведов, специалистов по древнему персидскому искусству. Если дары волхвов – значит, это должно быть произведение древнего персидского искусства.
    Г.Б.: Они шестнадцатого, семнадцатого веков росписи.
    А.К.: Да, и византологов собрать. Дайте подержать в руках уникальную возможность. Это действительно интереснейший предмет для научного сообщества.

    http://diak-kuraev.livejournal.com/589356.html

    OdpowiedzUsuń
  5. І ще раз Кураєв:

    - Вы ходили поклоняться Дарам волхвов?
    - Нет еще, не ходил.

    - Пойдете?
    - Пока не предполагаю.

    - А почему?
    - Оставим тему.

    - То есть не верите?
    - На Рождество детям надо делать подарки, а не греческим монахам.


    http://diak-kuraev.livejournal.com/583961.html

    OdpowiedzUsuń